Главная Язык Пушкина

В Самарканде не хватает учителей русского языка

Преподаватель одной из школ Самарканда рассказал о проблемах изучения русского языка в селах и предложил свои варианты их решения. Статья учителя опубликована в газете «Самаркандский вестник».

Я работаю учителем русского языка в сельской школе. Как человек, не равнодушный к происходящим в нашем обществе процессам обновления, хотел бы поделиться на страницах «Самаркандского вестника» с проблемой, которая меня волнует.

Сейчас мы много говорим о необходимости изучения языков. Это и понятно – будущее принадлежит подрастающему поколению и оно должно активно интегрироваться в мировое сообщество.

В городах ситуация с изучением иностранных языков, можно сказать, удовлетворительная. Есть даже языковая среда. Например, городские мальчики и девочки ко времени окончания общеобразовательной школы уже более или менее знают русский язык, хотя возможно специально и не изучали его.

Но как быть в селе, где не хватает кадров, нет такой среды? Я знаю случай, когда в одной из сельских школ уже двенадцатый год нет учителя русского языка и литературы. Мой знакомый из этого села признался, что его сын в школе вообще не изучал русский язык, потом так и окончил школу.

Эта проблема существует и в других регионах нашей страны. А кто же учит детей тогда русскому языку? В некоторых местах это делают учителя начальных классов. А в старших классах эти предметы ведут учителя по другим предметам. Я не критикую их, а просто пишу, как такие школы выходят из положения. Например, я сам живу в Челеке, а езжу работать в сельскую школу, находящуюся примерно в 10 км от нас.

Во-вторых, в некоторых школах учителям русского языка и литературы уже больше 50 лет, а молодых очень мало. Это свидетельствует о том, что через 5-10 лет представители старшего поколения выйдут на пенсию, а смены нет.

Чтобы решить эти проблемы, думаю, нужно сделать следующее:

  • — увеличить приём студентов в вузы на факультеты по русскому языку и литературе;
  • — абитуриентов из сел, где нет учителей русского языка, нужно принимать на льготных условиях;
  • — принимать с тем условием, что выпускник по окончании вуза обязательно поработает в той или иной школе, куда его направят;
  • — отправлять молодых учителей в те села, где они живут;
  • — если их направлять в другие села, нужно создавать условия, чтобы человек мог спокойно жить и работать;
  • — платить им командировочные, без этого им трудно будет с переездом, с жильём;
  • — обеспечить временное или постоянное местожительство;
  • — дать им долгосрочный кредит на приобретение автомашины, ведь она им будет нужна;
  • — обеспечить работу этих учителей в 4-5-дневный срок, чтобы в остальные дни недели они были со своими семьями.

Возможно, и у других учителей есть еще какие-то предложения на этот счет. Приглашаю их к обсуждению проблемы.

Исмат НАГАЛОВ,
преподаватель школы №76 Пайарыкского района.